?

Log in

Previous Entry | Next Entry

На днях мне сообщили о выходе в свет ещё одной моей статьи, посвящённой проблеме киберсоциализации:
"Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен"


Это статья в общероссийском журнале о мире образования, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ "Преподаватель XXI век" за 2009 год, № 3. - С. 32-39.


КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В.А.Плешаков

 

Аннотация. Современный человек, как представитель вида Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, вследствие информационно-технологической революции, перешёл на качественно новый этап эволюции – киберэволюции – фактически, превращается в уникальный новый вид – Homo Cyberus, что объясняет интенсивное внимание психолого-педагогической науки к инновационному социально-педагогическому феномену – процессу киберсоциализации человека. Проблема киберсоциализации человека раскрывается через описание феномена информации и информационных революций, а также различных возможностей глобальной сети Интернет, общую характеристику феномена киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности.

 

Ключевые слова: Интернет-среда, киберсоциализация, киберэволюция, киберонтология, информационная революция, информационно-технологическая революция, социализирующая среда, квазисоциализация, кибераддикция, онлайн-игры, социально-педагогический феномен.

 

Summary. The modern person as the representative of sort Homo Sapiens, on a boundary of the XX-XXI-st centuries, owing to informational-technological revolution, has passed to qualitatively new stage of evolution – cyberevolutions – actually, turns to unique new sort – Homo Cyberus that explains intensive attention of a psihologo-pedagogical science to an innovative socially-pedagogical phenomenon – to process of cybersocialization of the person. The problem of cybersocialization of the person reveals through the description of a phenomenon of the information and informational revolutions, and also various possibilities of a wide-area network the Internet, a phenomenon total characteristic cyberontology persons within the limits of the theory of social education and the uniform concept of pedagogics and psychology of a course of life of the person.

 

Keywords: the Internet environment, cybersocialization, cyberevolution, cyberontology, informational revolution, the informational-technological revolution, the socialising environment, quasisocialization, cyberaddiction, online games, a socially-pedagogical phenomenon.

 

В истории человеческой цивилизации регулярно происходили преобразования социальных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации вследствие информационных революций. Если первую информационную революцию можно связать с изобретением и распространением письменности, когда появилась возможность по-новому передавать знания от поколения к поколению, то вторая информационная революция (середина XVI в.) закономерно была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации деятельности. Третья информационная революция (конец XIX в.) обуславливалась изобретением электричества, вследствие чего появились телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях.

Четвёртая по счёту – информационно-технологическая революция[1], по мнению аналитиков произошедшая в 70-х годах XX века, заключавшаяся в появлении микропроцессорной техники, создании персональных компьютеров, появлении компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, развитии информационных, коммуникационных и Интернет-технологий, посредством которых оперативно передавалась и накапливалась информацию практически в любом объеме, позволила перейти человечеству на качественно новый этап эволюции – киберэволюции – и стала катализатором новых кардинальных изменений социальных структур во всем мире.

Активными пользователями Интернета в более чем 150 странах мира является свыше миллиарда человек! Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10 %. Сегодня Интернет только в России (Рунет), за 15 лет своего существования, по заявлению президента РФ Дмитрия Медведева на открытии Российского Интернет-форума в 2008 году (РИФ-2008 [[2]]), составляет около 40 миллионов пользователей (практически 30 миллионов из которых являются активными пользователями, проводя в Интернете в среднем около часа в день). На объединенной конференции РИФ+КИБ [[3]], которая состоялась 22-24 апреля 2009 года Дмитрий Медведев отметил, что за последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все стороны нашей жизни, а на передний план вышли социальные сети и блоги. Также на данной конференции было обозначено, что одним из показателей развития Рунета был назван рост времени пользования Интернетом (в среднем около 1 часа в сутки).

Набирающие темпы процессы информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки и производства характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т.п.

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры.

С появлением всемирной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как представитель вида Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превращается в уникальный новый вид – Homo Cyberus, а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена – процесса киберсоциализации человека. Термин киберсоциализация [[4]] введён в научный оборот нами в 2005 году.

Мы определяем киберсоциализацию человека (от греч. kybernetike – «искусство управления», от греч. kybernao – «правлю рулём, управляю», от греч. Κυβερνήτης — «кормчий» + англ. socialization) (виртуальную компьютерную социализацию личности) как локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).

В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики представленности и влияния факторов киберпространства Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на процесс социализации личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – этим новым жизненным пространством человека.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека. Киберпространство Интернет-среды – это не только особый «срез реальности» – искусственной реальности, а правильнее сказать – виртуальной реальности (киберреальности), но действительно своеобразное новое жизненное пространство со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями коммуникативного процесса.

В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как Е. П. Белинская, Е. Блохина, С. В. Бондаренко, И. А. Васильева, А. Е. Войскунский, Е. И. Горошко, В. В. Гудимов, А. Е. Жичкина, М.Иванов, Л. Ю. Иванов, Т.Келер, А. В. Минаков, А. В. Мудрик, И. Паравозов, В. А. Плешаков, В. В. Нестеров, М. Ю. Сидорова, Ф. О. Смирнов, Дж. Сулер, В. Фриндте, Н. И. Чудова, И. Шевченко, К. С. Янг и многих других. Комплексное изучение процесса виртуальной компьютерной социализации в киберпространстве – киберсоциализации человека – не проводилось.

Особенности виртуальной социализирующей среды [[5]] киберпространства и позволили ввести понятие киберсоциализации (виртуальной компьютерной социализации) человека как современного психолого-педагогического феномена киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности.

Социально-педагогический аспект коммуникации в киберпространстве Интернет-среды возможно представить в соответствии с основными социально-педагогическими функциями: информационной, самоизменения, адаптивной. Рассмотрим наиболее существенные особенности киберсоциализации человека.

Очень важной особенностью киберсоциализации человека является возможность общаться в Интернет-среде в реальном времени. При этом, если по телефону можно одновременно говорить только с одним человеком, то в Интернет-среде (например, на форумах, с помощью Интернет-пейджеров или в чатах, блогах) количество коммуникантов не ограничено. «Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время обоюдно растягивается. Что обеспечивает комфортабельную и уютную «зону рефлексии» [[6]]. По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа. Кроме того, в Интернет-среде, не тратя время на перемещения в пространстве и без каких либо существенных материальных затрат, человек может общаться с людьми из разных уголков мира. «Сжатость географии до пространства, занимаемого компьютером на вашем столе, имеет жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями» [[7]]. Но эти интересы могут быть как гуманными, так и антисоциальными. В таком случае, возможность создания различных группировок в сети Интернет может иметь крайне негативные последствия, поскольку за деятельностью этих групп очень сложно уследить.

Необходимо упомянуть, что специфические возможности Интернет-коммуникации, такие как оперативность, фактическое отсутствие непосредственного восприятия партнёра/оппонента, анонимность и зачастую обличение только через текст, затрудненность эмоционального окрашивания сообщений, позволяют создавать особое пространство для общения и возможности для социализирующего влияния на личность.

Особенности жизнедеятельности (в том числе, специфика коммуникации) в киберпространстве оказывают влияние на реальную идентичность пользователей на основании того, что Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе; а также благодаря влиянию особенностей Интернет-общения на создание виртуальной личности и относительно безопасное (к тому же виртуальное) экспериментирование с идентичностью. Известно, что общение в киберпространстве обладает функциями: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической и креативной. Виртуальное общение предоставляет пользователям возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного Интернет-средой общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные (прямые) контакты: действительные, либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или инвалидность, психические заболевания. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях киберпространство Интернет-среды фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек квазисоциализируется. Тем не менее, для достаточно большого числа инвалидов подобная квазисоциализация может рассматриваться как, к сожалению, единственная альтернатива социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

Собственно, квазисоциализация человека представляется нам процессом и результатом развития и самоизменений личности (замещение её структурных элементов неадекватными (например, виртуальными) квазиэлементами) в процессе усвоения и воспроизводства не принятых обществом культур (например, субкультуры игроков в ролевые игры различных фэнтезийных миров или субкультуры скинхедов) и/или нетрадиционных для возраста, пола и статуса человека мировоззренческих установок и ценностей, поведенческих сценариев и паттернов правил жизнедеятельности, воспринимающихся человеком как норма, но в целом объективно приводящих к неадекватности приспособления и обособления как сущностных процессов социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

Также в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на всё возрастающей роли так называемого современного информационного образа жизни.

Необходимо отметить, что в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное же пространство (представленное как в целом глобальной сетью Интернет, так и конкретными виртуальными мирами online-игр) воспринимается человеком как «не настоящее» как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своём содержании опасности, не требующее обязательной ответственности за свои поступки, не создающее «стрессы на каждом шагу». Как отмечают сами пользователи Интернета (и геймеры, особенно те, кто предпочитают online-игры), в виртуальном мире им легко и свободно, в нём стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя. К сожалению, большинство пользователей Интернета, в том числе online-геймеров, проводящих всё свободное время в киберпространстве (зачастую в ущерб жизнедеятельности в реальном мире) не осознают, что, встав на путь киберсоциализации, они, к сожалению, фактически, скорее квазисоциализируются, что эта желаемая ими самореализация в виртуальном пространстве нередко является псевдосамореализацией…

Активность человека в виртуальной социализирующей среде киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включается в действие, влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У человека в процессе киберсоциализации как виртуальной компьютерной социализации, зачастую, в силу неудовлетворённости окружающей реальной действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т.д.), формируется зависимость от киберпространства, постепенно усугубляющаяся, приводящая к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Особенно это касается компьютерных игр, в особенности online-игр типа MUD (Multi User Dungeon, Dimension или Domain, русский вариант – МПМ (мульти-пользовательский мир), которые фактически стали многопользовательскими коммуникативными системами, где человек может экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить его скрытые желания, потребности и опасения. Персонаж, который человек конструирует, становится его альтер-эго и дает ему возможность действовать подобно тому референтному субъекту, которым он восхищается. А. В. Мудрик отмечает, что «компьютерная игра даёт игроку возможность ощутить себя как свой идеал» [[8], С.257]. Опираясь на созданную А.Маслоу пирамиду потребностей, можно предположить, что пользователи online-игр (впрочем, и других Интернет-ресурсов тоже) находят удовлетворение (квазиудовлетворение) собственных актуальных потребностей личности: в безопасности, принадлежности, самоуважении и, что самое главное, самоактуализации (реализовывать потенциальные возможности, принимать решения, рисковать, брать на себя ответственность и руководить людьми). Действительно, в идеальных условиях пользователи online-игр могут научиться чему-то у своих персонажей, возможно, это позволит развить человеку в условиях реальной жизнедеятельности те черты и обрести те качества личности, которыми он восхищается в своих виртуальных альтер-эго. При не совсем идеальных условиях интерактивный персонаж просто становится ещё одним способом бессознательного переживания стрессов и конфликтов реальной жизни – без изменения собственного характера и условий жизнедеятельности.

В психолого-педагогическом плане актуальными проблемами исследований становятся значительное количество негативных последствий – технострессы, компьютерофобия, кибераддикция (как нехимическая «наркотическая» зависимость от Интернета и компьютерных игр), хакерство и сужение круга интересов, некоммуникабельность и социальный аутизм как следствие патологической поглощенности использованием и применением современных информационных и коммуникационных технологий.

Вместе с тем, применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации.

Интернет-среда играет определенную (в настоящее время, по нашему мнению, одну из ключевых) роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями и воздействиями на личность. Специфика Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике педагогам, учащимся, а также администрации образовательных учреждений при создании тематических сайтов, виртуальных дискуссионных клубов и форумов, обучающих игр и фильмов и т.п.

Социализация человека в киберпространстве может быть рассмотрена как «социально-педагогический полигон» для многочисленного и относительно безопасного апробирования разных и выработки оптимальных моделей жизнедеятельности человека, так и имеющий квазисоциализирующий эффект процесс. Особое внимание в процессе киберсоциализации человека следует уделять развитию свободной личности, способной делать выбор и нести за него персональную ответственность, уважать выбор и поступки других людей, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление. Особенности коммуникации в Интернет-среде можно рассматривать как новые культурные средства, детерминирующие развитие самосознания личности.

Таким образом, необходимо принять киберпространство Интернет-среды, как относительно не зависящую от человека виртуальную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой он киберсоциализируется, научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных ресурсов, исходя из психовозрастных, гендерных, социокультурных, индивидуальных и личностных особенностей человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



[1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2001.

[4] Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. — С.48 — 49.

[5] Плешаков В. А. К вопросу об определении понятия «социализирующая среда» в социальной педагогике //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. /Под ред. доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. — Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. — С. 107—109.

[6] Дж. Сулер Люди превращаются в электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства (Suler J. Human Becomes Electric: The Basic Psychological Features of Cyberspace, 1996. http://flogiston.ru//articles/netpsy/electronic Опубликовано: December 7, 1998, 12:00 am. Перевод Елены Вовк)

[7] Там же.

[8] Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2007. — С. 257.

 

CYBERSOCIALIZATION AS INNOVATIVE

SOCIALLY-PEDAGOGICAL PHENOMENON

 

Сведения об авторе:

Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Контактный телефон: 8-926-168-90-87

Адрес электронной почты: dionis-v@yandex.ru

 

Data on the author:

Pleshakov Vladimir Andreevich, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of pedagogics of the higher school of faculty of pedagogics and psychology of the Moscow pedagogical state university.

Contact phone: 8-926-168-90-87

E-mail address: dionis-v@yandex.ru


Выходные данные:
Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен //Преподаватель XXI век, 2009. - № 3. - С. 32 - 39.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
vapleshakov
May. 12th, 2010 12:00 pm (UTC)
Упоминания о киберсоциализации
Вот, нашёл ссылки на свою статью на сайте новости блогов про инвалидов:
http://www.invablog.ru/2010/04/18/statya-kibersocializaciya-kak-innovacionnyj-socialno-pedagogicheskij-fenomen/
vapleshakov
Apr. 14th, 2011 10:37 am (UTC)
Ссылка на официальный сайт журнала: http://prepodavatel-xxi.ru/arhiv.html
vapleshakov
May. 31st, 2011 01:27 pm (UTC)
и ещё ссылка на оф.сайт:
http://prometej.su/paid/articles.php?aid=570
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Аватар с драконом
vapleshakov
Владимир Андреевич Плешаков
персональный сайт В.А.Плешакова

Latest Month

December 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek